Шри Ланка, цейлонский чай и цейлонцы

К поездке на Цейлон мы готовились дольше времени, чем, собственно, провели там. Несколько бессонных ночей ушли на изучение истории Шри Ланки, на сравнительный анализ информации на форумах (особенно помог форум Винского), на бронирование, планирование, прокладывание маршрута, на все то, что называется «подготовкой к отъезду».

Итак, один чемодан на двоих, в котором лежит все необходимое, перечисленное на форумах (носки, пара теплых кофт, крем от загара) — и в аэропорт. Самолет Sri Lankan Airlines вылетал вечером 9 декабря, лететь 3.5 часа. Если сравнивать с другими авиакомпаниями, то эти можно сопоставить с Emirates (у всех пассажиров также есть телевизоры, ножи и вилки непластиковые, также сначала приносят меню), но все это как-то пошарпано, вобщем не «айс». Вместе с нами летело всего два европейца, и те поклонники Боба Марли: дреды, желто-красно-зеленые майки и рюкзаки на плечах. Остальные пассажиры — темнокожие шриланкийцы, женщины — в сари, мужчины — тоже в чем-то национальном.
Долетели в Коломбо без приключений, оооочень быстро прошли паспортный контроль, немного долго ждали багаж, так как перед нами разгружали много чемоданов с туфлями тайского производства всех цветов и размеров.
Сначала поменяли деньги в обеннике Captain Cook (так и не поняла, чем он выгоднее других). Один доллар примерно 100рупий. Затем купили симку Mobile Telecom (ловит сносно почти на всем острове, GPS пользовались постоянно).

Взяли карту и пошли искать такси, вернее искать не пришлось — сразу нашлись желающие нам помочь, причем общались с такой фамильярностью, будто мы всю жизнь знакомы. Время — ночь. Мы, после долгих обсуждений цен и с явным нежеланием оставаться среди подозрительных лиц, которые обычно ошиваются около любого аэропорта, уставшие и сонные, договорились на услуги таксиста по маршруту: аэропорт-Сигирия-Дамбулла-Канди с проживанием и завтраком. Пинавеллу со слоновьим питомником решили проигнорировать: нам и так в Тайланде слоны встречаются довольно часто.
Нас немного волновал вопрос безопасности — все-таки тридцатилетняя гражданская война с Тиграми Шамиля должна была о себе дать знать. Закончилась она в мае 2009 года, но «ничто на Земле не проходит бесследно». К счастью, все что осталось — пара мин на Севере страны, куда туристов, собственно, и не пускают, да кое-где по городам в центре ходит вооруженный патруль, так что в целом — безобидная приветливая красивейшая страна.
Едем в Сигирию, все темно, дорога виляет, освещение есть, но впечатление, что его должно быть больше. Ехать часа четыре, где-то через 2 часа мы понимаем, что голодные. Просим водителя где-нибудь остановиться перекусить... Надо заметить, что жизнь в Шри Ланке ночью далеко от ночной жизни мегаполисов. Нам повезло - видим киоск, в нем сидят подозрительные личности (хотя, на мой взгляд, любого жителя Шри Ланки можно в какой-то мере назвать подозрительным), покупаем у них лепешки с мясом (ротти) - ОСТРО, едем дальше.

Где-то еще через два часа машина сворачивает в какие-то дебри и оказывается рядом с гестхаусом: нас встречают, проводят в номер. В номере: кровать, над ней москитная сетка, туалет, душ с холодной водой и... все. Ложимся спать не раздеваясь — так спокойнее, засыпаем под кваканье лягушек и еще чего-то незнакомого...

Наутро мы убедились — спали действительно в джунглях Нас накормили вкусным английским завтраком и повезли на Сигирию. Купили билеты (2875рупий), тактично отказались от гидов (были даже русскоязычные) и вперед (вернее вверх).

Гора Сигирия выглядит ото всюду очень впечатляюще. Вокруг разбит парк с камнями, прудиками и холмами.

Ступали то по большим ступенькам, то по маленьким. По пути заглядывали в небольшие пещеры. Туристов было мало, русских граждан совсем не было, с погодой (как мы потом поняли) повезло — не было дождя, вобщем сплошной позитив.

Добрались до тысячалетних фресок — поражаешься яркости красок, которым кажется время ни по чем; охранники там стоят с автоматами, так что нарушать какие-либо правила в голову не приходит совсем.  Двинулись далее к огромным лапам льва. Там произошло маленькое чудо:  прямо над нами проплыла тучка метра в два и среди солнца на нас полились освежающие капли. Подумали, что это счастливый знак - почему бы и нет?)

Рядом с «лапами» - полчища диких обезьян (сразу вспомнились обезьяны из Маугли и разрушенный дворец, где они жили - хотя мотивом к этому эпизоду в книге послужила Камбоджа, а вовсе не Шри Ланка).

Последний рывок — и мы наверху, встали вдвоем на 1206ю ступеньку. Вид потрясающий. Там впервые поняли, насколько Шри Ланка зеленая страна: вокруг горы, покрытые лесом, хочется глубоко дышать этим кислородом.

На горе было много тайцев-монахов, которые приезжают на Цейлон из буддистских соображений. Один попросил меня сфотографировать его со Степой, причем фотоаппарат он положил на землю — напрямую передавать мне, как представительнице женского пола, ничего нельзя.

Вдохновленные и окрыленные мы поспешили обратно вниз, где нас ждали сувениры — деревянные головоломки и прочие проигнорированные нами мелочи.
Следующей станцией был городок Дамбулла и его музей Буддизма.

По нему мы пробежались галопом, просмотрели и ознакомились с иллюстрированной историей Будды и вперед к самому Будде, выдолбленному в скале. Покупать билеты надо заранее внизу (1400рупий), а потом уже подниматься по ступенькам (ну наконец худеем!). Перед входом на территорию нужно снимать обувь, мы одели заранее приготовленные носки и пошли. Справа находились пещеры, в одной из которых и лежал большой каменный Будда.

Тишина, покой и умиротворение... находиться там приятно и не хочется уходить — везде запах благовоний, приятная прохлада камня, то и дело слышишь буддистские молитвы и песнопения. Оставили там цветочки возле алтаря, возвращались в машину одухотворенные и счастливые.
Решено было ехать в Канди. По дороге купили королевский кокос оранжевого цвета, попили местной простокваши из молока буйвола (с медом) — очень вкусная освежающая вещь!

Заехали в сад специй, где нам показали, как растут какао, сандал, ваниль, корица, перец, кофе и даже кокаин. Дали пожевать битель, после которого рот становится красным, дух захватывает и голова кружится — может это я такая девушка впечатлительная, но по-моему, людям без подготовки его жевать не следует.
Добрались до Канди как раз к началу национальных танцев, которые являются любимым развлечением туристов. Там были и барабаны, и хождение по углям, и песнопения. Среди зрителей собрались все иностранцы, оказавшиеся, как и мы, в этот вечер в городе. Впервые услышали русскую речь (видать цивилизация близко). Далее поужинали острым карри с курицей и поехали спать.
Наутро поднялись на веранду завтракать, как обычно вид природы заставил забыть весь дискомфорт предыдущей ночи, завтрак был вкусным, сок из папайи - восхитительным. Нас окружали горы, сосны, над нами было голубое небо и нежаркое солнце - отличное начало дня!
Поехали смотреть главную достопримечательность Канди — Зуб Будды. Он находится в храме, в охраняемой комнатке, и смотреть в эту комнату можно через маленькое окошечко на расстоянии двух метров, мало что видно, но сам факт наличия там зуба будоражит! Вокруг на полу сидят люди и молятся. Вход для местных жителей бесплатный, для нас, не местных, 1000рупий. Перед входом меня заставили одеть платок на манер сари (вообще колени и руки у приличных шриланкийцев должны быть прикрыты), также нужно было снять обувь. Входов было два — отдельно для мужчин и для женщин.
Канди — самый красивый город на острове, с потрясающей, уже европейской архитектурой. В центре города — большое озеро, обрамленное холмами, по которым разветвляются улицы с причудливыми зданиями.

Ушло ощущение, что мы в деревне... Теперь мы в каком-то средневековом городке, где носятся тук-туки.
Шриланкийский тук-тук отличается от тайских и китайских. Это некий трехколесный цветной мопед, ловко несущийся в потоке другого транспорта.

Нас отвезли на железнодорожную станцию, Piradeniya junction, где мы и распрощались с нашим водилой. Станция мне чем-то напомнила ту, из которой Гарри Поттер уезжал в свою школу магии — дорога в сказку.

Купили дешевые билеты на поезд до Нувара Элии. Ехать решили на поезде по двум причинам. Первая — Нувара Элия находится в горах, и прямой дороги туда нет, а есть извилистый серпантин, для тех кого укачивает, то бишь таких как я — не вариант. Вторая — потрясающие виды, встречающиеся именно вдоль железнодорожного пути. Как же я рада, что мы сделали этот выбор! Виды были действительно изумительные: здесь и водопады, и пальмовые рощи, и сосновые боры, и тоннели, и реки, и, конечно, бесконечные чайные плантации.

Поезд был настоящим раритетом — все окна открыты, а при переходе из одного вагона в другой качало так, что легко выпасть в дверной проем. Мы сидели во втором классе (первый был для туристов, примечателен лишь большим окном сзади и мягкими креслами). Зато в нашем раритетном втором классе почти никого не было и можно было громко восторгаться красотой увиденного. Ехали мы часа три, под конец стало холодать. Я читала про то, что в Нувара Элии холодно, но после длительного пребывания в Тайланде мой мозг просто забыл, что такое мерзнуть, и из теплых вещей я взяла только легкую кофточку с рукавами, джинсы и шарфик. По мере приближения к конечной станции оделась во все, как капуста.

На станции Noya Oia нас встречали шумные таксисты, на одном из которых мы и немецкая пара поехали в город. Решили остановиться в предложенном милом гестхаусе — наконец-то приличная комната и кровать! Все в староанглийском стиле: чего не хватает, так это камина!

Нас напоили чаем, и мы отправились на долгожданную чайную фабрику. Мимо проносились холмы с чаем, поля с логотипами Dilma, Lipton. Экскурсию по фабрике проводила местная женщина с милым акцентом, открыв нам глаза на чай и его процесс выращивания-обработки.

Нам даже посчастливилось увидеть собирательниц чая (этим нелегким трудом занимаются только женщины, а мужчины затем таскают мешки на самой фабрике).
Попили "настоящий" свежий чай (он настолько крепкий, что предпочтительнее его пить с молоком), закусили шоколадным пирожным на английский манер. Холодало все сильнее, так что никаких сомнений в том, что скоро Рождество у меня не возникло. Купили всем чай и побыстрее поехали на почту отправлять все EMSом домой (удивительно, но они работали вечером в субботу!)

После длинного насыщенного дня хотелось настоящего аюрведического массажа. Наш новый друг Vigita по темноте отвел в нас в "лучшее место"... Массаж был никаким, на нас просто вылили и размазали масло, но лучшей частью всего действа была сауна — мы наконец-то согрелись! Поужинали в местной забегаловке карри с курицей и рисом, бегом в номер - чашка горячего шоколада и под одеяло!
Вставали с трудом — холодно, хотя на улице светило ласковое солнце. Завтрак был по-настоящему английским (яичница, сосиски и тосты), за соседним столом сидели четыре англичанки. Мы быстренько пробежались по городку (вернее по деревне в горах), оценили архитектуру старой Англии, прошлись вдоль парка Виктории и распрощались с высокогорьем — нам предстояла восьмичасовая поездка на юг страны...
Поъезжая к Унаватуне мы уже окончательно согрелись и вымотались. Треть пути ехали вдоль океана, с ужасом думая, что в 2004 году здесь было цунами, разрушившее все и унесшее много жизней.  Рядом с пляжем Унаватуна располагается Галле — город, основанный португальцами в качестве удобного порта; и если в центре страны жители в основном буддисты, то здесь они католики.
В Унаватуне девушка с чешским акцентом посоветовала нам гестхаус Sunil Garden, очень ей благодарны. Там было чисто, мило, уютно, играла хорошая музыка, варили кофе, вечерами сидели европейцы и покуривали травку, а всем заправляла голландка Хэлен. Мы прогулялись по вечернему пляжу, послушали волны Индийского океана, поужинали вкуснейшими креветками Джамбо и отправились спать на свои кроватки под москитными сетками.
Наутро был запланирован дайвинг. Нас отвезли на лодке совсем недалеко от берега — мы впервые ныряли с маленькой лодки спиной назад. На глубине 24м кормили рыбок Moory Idol, видели много кораллов и других морских чудес.

Унаватуна считается одним из красивейших пляжей в мире — там желтый песок, бирюзовая вода, кое-где нависают пальмы.  Мне он напомнил по атмосфере Палолем в Индии. Народ сюда приезжает за пока неиспорченным туристами недорогим отдыхом, йогой и отличными морепродуктами. Русских там было немного. Вечером мы сходили на хороший аюрведический массаж, опять поели гигантских креветок и блинчиков. На следующий день было решено проехать на Запад по побережью на пляж Бентота. Ехали часа два на тук-туке вдоль океана, осознавая, что нет никаких преград в виде островов от этого берега на юг до берегов Антарктиды.

Курорт Бентоты - один из самых старых, был основан европейцами более ста лет назад. Кроме океана здесь еще есть река — рай для любителей водных развлечений. Волны в океане здесь посильнее и песок крупнее. На контрасте с Унаватуной, здесь нет дешевых гестхаузов, а есть только дорогие отели, в одном из которых мы и поселились. Номер был обалденный, терасса выходила на лужайку, по которой периодически бегали бурундучки. Прямо на территории отеля мы встретили слоника, гусей и прочую живность. За пределами отеля делать было особо нечего, мало того, к ночи мы оказались дико голодными, а еду было достать негде — все закрыто. Мы посмотрели весь запас фильмов и уснули. Разбудил нас не будильник, а голод. Позавтракав и напрыгавшись в волнах, мы выписались из отеля и поехали на черепаховую ферму.

Если раньше у меня и было желание попробовать черепаховый суп, то после этого визита мое желание испарилось, я искренне прониклась симпатией к черепашкам. Оказывается их всего восемь видов, на ферме было пять. Рождается только 2%самок, на ферме их держат до 7 лет, а потом отпускают на волю. Самцов отпускают уже через 3 месяца. Нам разрешили их погладить и подержать, было здорово.

Дорога на такси в аэропорт оказалась длиннее, чем мы думали. Ехали целых три часа, заодно посмотрели на столицу — Коломбо. Город можно описать в нескольких словах : шум, пробки, бензин, кусочки архитектуры среди современного мусора в виде киосков и плакатов.
По приезду в аэропорт опять поменяли деньги, быстро прошли паспортный контроль, затарились сувенирчиками (жаль, что не купила больше -одежда была качественной и недорогой), сделали массаж ног (всем советую!!!) и пошли на свой рейс на Мале навстречу новым приключениям!

Один ответ на “Шри Ланка, цейлонский чай и цейлонцы”

1. Катеночка, здорово написала, читал на одном дыхании и вспоминал наше замечательное путешествие 🙂 Пиши еще!!!