Вспоминая ГОА, Индию (январь 2009 года)

Это было так давно...уже несколько лет назад... это было празднование 2009 нового года. Мы впервые поехали отдыхать вместе, выбрали Индию. В новогоднюю ночь я плакала по неизвестной мне причине... я понимаю, что на тот момент еще не имела права грустить, а значит - была счастлива.

Итак, Индия, Гоа, 31 декабря 2008 года.

Прилетев из холодной заснеженной Сибири после еще нескольких часов в офисе на работе, было странно осознавать, что вокруг пальмы, прекрасный Индийский океан, на улице +30, и отдых уже начался. Мы бегали по пляжу и бесились как дети.

Путевка нам обошлась в немаленькие деньги, особенно если учесть, что номер в отеле был хуже не придумаешь – облезлые стены, старая мебель, кондиционер постоянно выключался. Но нам было все равно – ведь мы в Индии!

Мы прилетели в аэропорт столицы Гоа - Панаджи, и хотя индийская виза делалась в России, кое-кто обходился и без нее, оставив паспорт  по договоренности на паспортном контроле в Панаджи. Особо в эти подробности не вдавалась, поэтому по существу об этой процедуре сказать ничего не могу.
Могу сказать следующее: Goa – один из 28 штатов Индии, самый маленький, и плотность населения здесь одна из самых низких; численность около 1.5млн человек. Многие говорят по-английски, и, благодаря наплыву российских туристов, даже по-русски. Гоа – бывшая португальская колония, что объясняет большое количество католических храмов.  Жители Гоа празднуют католическое Рождество, о чем свидетельствовали многочисленные украшения на домах в тот момент, когда мы там отдыхали. Традиционно территория Гоа делится на две части – Север и Юг. Пляжи Северного Гоа славятся своими вечеринками, open-air клубами, ну а пляжи Южного – чистотой и красотой.

Наш отель (не помню названия, помню, что ресторан в нем напоминал корабль... сейчас даже не могу найти отель ни на booking.com ни на agoda.com) находился на пляже Cavelossim в Южном Гоа.

Новый год праздновали прямо в отеле, там нам накрыли стол и развлекли фейерверками. Почти сразу после боя курантов мы отправились спать (слишком  уж много событий для одного дня).

Никогда прежде не вставала так рано 1 января. Никогда прежде не нежилась под жаркими солнечными лучами на пляже в первый день года. Столько "никогда" в том году...

До пляжа топали минут пять, проходили через прилавки с индийскими товарами и очень назойливыми продавцами. Вот несколько диалогов с местными девушками, которые врезались в память (причем говорили индианки по-русски с милым акцентом!).

Девушка1:  Привет, как тебя зовут?
Я (не ожидая дальнейших русских фраз): Катя.
Девушка1: Катя, привет, я - Галя!)))

Девушка2: Привет, это мус? (муж)
Степа: Мус, муус))

В Гоа продаются отличные вещи из хлопка – рубашки, платки, которые я с удовольствием ношу и сейчас. Кстати, облачившихся во все индийское, нас почему-то принимали за англичан. Также из Гоа мы привезли очень дешевые и красивые изделия из дерева; тумбочки и столики радуют меня до сих пор - стоят у нас в зале.
Перед поездкой много наслышали про опасных морских обитателей. Сами их не видели, но все же купаться ночью не стоит – мало ли на кого наступишь в темноте. Каждый вечер провожали красивые закаты на пляже.

Целыми днями отдыхать было хорошо (одним из развлечений было собирание кокосов), но скучновато; хотелось action.

Поэтому ездили, как порядочные, на экскурсии.
1) Первая была на рыбалку. Сами мы поймали маленьких рыбешек удочкой и крабов сеткой. Потом их отпускали.
А вот на острове, куда нас привезли, кормили большой рыбой на гриле (по-моему это был тунец).

2) Самая продолжительная экскурсия была в штат Карнатака, где располагаются важнейшие индуисткие храмы – мощные и величественные.  Мурдешвар - это рыбацкий поселок, находится на берегу моря в Карнатаке в 280 км от столицы Гоа. Место очень почитается паломниками. Все строения тут впечатляют размерами и красотой. Комплекс построен на холме Кандука и окружен водами Аравийского моря с трех сторон.

Экскурсоводом была женщина Вера; мало что помню из того, о чем она рассказывала (память надо тренировать), но делала это она просто шикарно - хотелось слушать и слушать. Основной храм комплекса называется Мурдешвар. Создан он из гранита и посвящен Шиве. Напротив храма находится реконструированная в 2008 году 20-ти этажная башня Раджа. Такие башни при больших и значимых индуистских храмах называются "горупа". Эта горупа считается самой высокой в мире. Несмотря на жару мне пришлось ходить в кофте, т.к. руки и колени в священных местах следует держать закрытыми, как женщинам, так и мужчинам.

Дорога была достаточно тяжелой, постоянно виляла. Я к тому времени еще не была приучена к левостороннему движению и очень боялась лихой езды нашего водителя. Периодически путь, как и много где в Индии, преграждали истощавшие коровы (до сих пор непонятно, если это - священные животные, отчего же они так худо выглядят?!).

Еще одной остановкой на этой экскурсии был водопад (Dudhsagar falls). В высоту он достигает 310 метров. Зрелище со смотровой площадки было просто потрясающим!

После водопада отправились в самый большой в Гоа заповедник Бхагван Махавир (Bhagwan Mahavir Wildlife Sanctuary) площадью 240 кв.км. В заповеднике совсем близко видели тигров, оленей, макак и множество других животных. Прямо там можно было купить вкуснейших и свежайших фруктов за копейки.

Запомнилась деревня со слонами, которых поутру купали в реке, а мы активно помогали их мыть щеткой.

3) Следующая наша экскурсия была в старый Гоа. Велья Гоа - город, который раньше являлся столицей португальской Индии, был построен в XVI веке. Впечатлил собор святой Екатерины, считающийся самым крупным католическим храмом в Азии.

Старый Гоа находится на севере штата, поэтому, оказавшись рядом с северными пляжами, мы провели вечер прямо там. Первое, что бросилось в глаза - большое количество тусующейся молодежи, не совсем чистый песок. Мы поужинали и отправились "домой" на такси.

4) Наездившись с туристическими фирмами, мы решили совершить trip сами – взяли на несколько дней мопед напрокат (70$ за неделю), научились заправлять бензин из винных бутылок и вперед! Так началось наше знакомство с этим видом транспорта.

Маршрут выбрали до одного из самых красивых пляжей Гоа – Палолем. Ориентировались по указателям и спрашивали у проезжающих байкеров. Сначала переправлялись на пароме, затем дорога лежала через красивейшие поля и джунгли. И дорога, и сам пляж остались одним из самых ярких впечатлений о Гоа. Ехали 3 часа.

Палолем – Рай. Посетив не один десяток пляжей, мы до сих пор убеждены в этом. Пальмы, растущие под углом 45°, мягкие волны... по вечерам в уютных барах на песке расставляют свечи и играет приятная музыка, рассвет встречают на занятиях йогой.

По всему пляжу построены хижины на длинных ножках (мини-отели). Ценник варьируется от 300руб в сутки до 3000руб (на тот момент). Минимум – вы получаете домик с кроватью и москитной сеткой, раковину и душ; максимум – уютный номер со всеми удобствами, красивой мебелью, полотенцами, бесплатным wifi. Мы ограничились минимумом. Из отдыхающих было много англичан и немцев (первые – сильно буянили перед сном, вторые – активно занимались йогой). Были и русские, но мало, в основном в домиках «со всеми удобствами». Сейчас, может быть, все по-другому.

Приятной неожиданностью на Палолеме была вечеринка “Scilent noise”, куда манили повсюду развешанные плакаты и куда мы поспешили после заката послушать настоящий гоанский транс. По тропинке, украшенной свечами, мы прошли к месту действий.

Удивительно было видеть перемену в людях – днем они были в немного неряшливой одежде и  в купальниках, вечером же преобразились в яркие наряды, девушки активно пользовались косметикой и украшениями. Было 2 танцпола с девушками за ширмой: на них был направлен свет, так что виден был только танцующий силуэт. За танцполами проходило фееричное лазерное шоу.
Одно было загадкой – где же музыка?! Среди тысячной толпы кто-то самозабвенно танцевал, кто-то просто активно общался с бокалом в руке, но музыки не было слышно. Лишь немного погодя мы заметили, что практически у всех есть беспроводные наушники! Помимо платы за вход можно было приобрести наушники (500руб за использование + 500руб залог). Наушники переключались на 2 канала – выбрать можно того диджея, который вам больше по душе, или слушать их поочередно. Тут и стало понятно название вечеринки Scilent Noise. Идея – прекрасна. Во-первых, привыкшие к спокойному отдыху люди могли себе отдыхать. Во-вторых, можно было общаться, не пытаясь перекричать гремящую музыку. В-третьих, была возможность слушать разных диджеев без надобности переходить в "другой зал".

Уезжая из Палолема, мы уже планировали, когда вернемся сюда снова. И правда, приехали опять с ночевкой.
Омрачило отпуск одно происшествие – в первый раз не доехав до Палолема пару километров наш мопед упал набок, в результате я сильно обожгла ногу выхлопной трубой. Меня отвели в хижину к местному доктору, где он обработал рану и поставил укол от столбняка. Купаться нельзя было неделю, потребовалось пить антибиотики и отказаться от алкоголя. Такие повреждения долго и болезненно заживают, так что осторожней с мопедами! Об этом событии мне не дает забыть шрам на одной ноге (на другой появился еще один, пару лет спустя).

Продолжая тему медицины, нельзя не отметить местную аюрведу. Рядом с нашим отелем располагался медицинский центр Nagarjuna Ayurvedic Clinic, где работает замечательный доктор Снеха. Почти каждый день мы ходили к ней на разные массажи (головы и тела). Определенные вещи, с которыми не могли справиться другие врачи, мы вылечили именно там. Так что при следующем посещении Индии туда отправимся обязательно!
И, наконец, еда! Еда в Гоа была потрясающей. Мы не особо увлекались истинно индийскими блюдами (хотя в последствии искренне полюбили эту кухню).

Главный упор сделали на морепродукты. Здесь их готовят так, как нигде больше! Огромные лобстеры под сырным соусом, креветки на гриле, приготовленные в печи тандури акулы, cheese naan – все это готовится просто изумительно вкусно!

До сих пор, заказывая те же блюда в других местах, даже очень хороших, мы убеждаемся: “Да, хорошо, но не как в Гоа…”

Очень понравился ресторан “Mike’s Place”, недалеко от пляжа Cavelossim, и гриль-бар на пляже с одноименным названием. Лозунг “You’ve tried the rest, now try the best” подходит к ним как нельзя лучше.

Тремя годами позже я прочитала роман австралийского писателя Грегори Дэвида Робертса «Шантарам» - эта книга помогла мне лучше понять Индию, ее жителей, воскресила воспоминания о Гоа. За время, проведенное там, я зарядилась позитивом и по-настоящему отдохнула. Изменение в настроении и во взгляде на жизнь замечали многие; мне все было «по плечу», окружающие, даже просто пообщавшись со мной по телефону говорили, что излучаю позитив. Я была очень счастлива две недели в Гоа и две прекрасных недели после. До февраля 2009 года. Но это уже другая... история...