Вьетнам, Vietnam, 越南… или встреча 2010 года

Ну вот, прошел ровно год с того момента, как мы побывали во Вьетнаме... Учитывая мою оперативность - самое время поместить рассказы о наших приключениях в стране риса, вьетнамских шляп, длительных муссонов и больших возможностей! Итак, вот мой вьетнамский дневник...

26 декабря.

Мы в Ханое, столице Вьетнама. Прилетели вчера из Пекина.
Вообще весь вчерашний день как во сне: не выспались в самолете из Новосибирска, сидели в аэропорту в кафе, смотрели фильмы на компьютере и мечтали о массаже... В самый последний момент увидели, что массаж все-таки сделать можно и полежали 45 минут под руками опытных массажистов (до сих пор спина болит, но вроде выглядит ровнее). В Пекине -9с! А мы-то думали… Хотя снега нет.
Ханой – город теплый (несмотря на все предостережения и зиму), здесь +24, немного влажно. Город грязноватый, запруженный мотоциклистами и строениями. Дома сделаны во французском стиле, фасад симпатичный, а по бокам (скорее всего с солнечной стороны) просто некрашенная бетонная стенка. Люди, несмотря на данные термометра, одеты в основном тепло - в куртки, некоторые даже в шапках, шарфах и варежках (мы сидим в майках и нам после -40с в них очень комфортно).
Ночь провели в отеле Hilton. Хилтон он и во Вьетнаме Хилтон – все красиво и прилично. Весь холл украшен новогодними атрибутами, звучат рождественские гимны, все празднуют Рождество (как-никак 25 декабря!). Мы поужинали в ресторане напротив, отпраздновали его вместе со всем католическим миром.
Утром встали пораньше, собрались, позавтракали, расплатились за гостиницу и заранее отправились в аэропорт на такси.
На стойке регистрации девушка долго не могла найти наши имена в списке улетающих. Мы достали все подтверждающие документы, раскрыли ноутбук и тут… оказывается дата, на которую у нас забронированы билеты до Nha Trang – 26 НОЯБРЯ! Мы ошиблись ровно на 1 месяц! И вот, немного потеряные сидим на улице... уже начало припекать, ждем приговора – полетим или не полетим, откажется ли кто-нибудь от предстоящего рейса, или опоздает, или просто перепутает дату как и мы... Ждать следующего свободного рейса - не вариант, он аж29 декабря! Оставаться тут – нет уж, нам хватило 1 дня, тут конечно тепло, но все-таки не в нашем вкусе!!!
Несколько часов спустя... Ну вот, сидим в кафе Tamarind, в Ханое... не полетели, никто волшебным образом не отказался ни от одного билетика на самолет… Зато мы уже купили билет на поезд на 7 часов вечера. Ехать до Нья Чанга 26 часов. Мммм, заманчиво! Кафешка, где мы находимся, очень уютная, прямо тут можно сделать массаж, попить свежевыжатого сока. Еда нам очень понравилась: и тайские роллы, и блинчики с манго. Окрыленные после массажа поехали на вокзал.
Нашими попутчиками в поезде оказались милые ирландцы – Вера и Ранон (довольно необычно было увидеть людей кому за 30цать, отправившихся в путешествие на 4 месяца).

Вьетнамские поезда похожи на наши, но в наших купе намного уютнее. Билет на верхнюю полку стоит дешевле, чем на нижнюю. По нашему маршруту ехало довольно много иностранцев – поезд направлялся через весь Вьетнам из Ханой в Сайгон. Было то прохладно из-за кондиционера, то душно. Зато мы едем!
27 декабря.
Мы весь день ехали в поезде, считали часы и минуты. Один раз вышли на улицу купить фруктов и воды. Здесь очень дешевые бананы.
Пока ехали, наблюдали из окна сплошные рисовые поля. В них среди воды копаются вьетнамцы, там же пасутся коровы. Проезжали много гор и холмов – вот такие тут пейзажи. Домики однотипные, рядом обязательно «болото» с рисом.
Проводники с нами особенно не церемонились - заходили, когда хотели. Обычные вьетнамцы достаточно плохо говорят по-английски, даже если и говорят, их очень трудно понять из-за акцента. Сам же вьетнамский язык напоминает песню,так что все «поют», разговаривая друг с другом.
До нашего города мы добрались в 20:30 (кстати, разница с Новосибирском здесь не такая как в Китае – час, а не два). Отель находится в 25 минутах езды от центра города. Diamond Bay Gold Resourt. Здесь в 2008 году, судя по картинкам былой славы, проходил конкурс красоты Мисс Вселенная. Отель очень красивый, номер уютный, все есть.

На территории отеля есть Spa, тренажерный зал, бассейн, всякие барчики. Собственно сделали все, чтобы народ особо не рвался в городскую цивилизацию. Правда все очень рано закрывается - в 10 часов вечера уже никто не хочет работать.
Мы все же упросили нас покормить ужином, прогулялись по тёмным дорожкам и пошли в номер спать. Здесь есть Wi-Fi, ура! Несмотря на целый день, проведенный в поезде, хочется спать - акклиматизация, наверное.
28 декабря.
Проснулись в 9 и сразу на завтрак. В ресторане было большее оживление, чем вчера вечером. Взяли по омлету и фруктов.
Затем пошли на пляж, вернее на искусственно-сделанное подобие пляжа. Посмотрели на домики, где жили Мисс разных стран (Россию так и не нашли, хотя Украина и всякие Косово присутствовали).
Воздух здесь конечно влажный, но совсем чуть-чуть. Температура не высокая до изнурения, а вечером совсем комфортно в чем-то с длинными рукавами.

Когда начало припекать, мы пошли на массаж по-вьетнамски. Нами занимались две вьетнамки, обмазали маслами и целый час разминали все тело, почти заснули.
Оказывается, территория этого отеля просто огромная: для того, чтобы добраться до противоположной его части, нужно проехать на автобусе. Кстати, эти автобусы – электрические, с огромными батареями, которые заряжают каждый вечер (поэтому здесь и не пахнет выхлопными газами).

На таком автобусе мы проехали через парк развлечений и попали-таки на пляж – маленький, но очень уютный (здесь даже сидит рабочий, выдающий полотенца). Песок очень мелкий, почти белый. Кое-где лежат экзотические ракушки. Вода в море довольно соленая, заходить немного прохладно (особенно если дует ветер), но в целом мы не замерзли. Читали книжки, отдыхали, спали.
Отыскали тут тренажерный зал с беговыми дорожками и грушей для бокса! Естественно, внутри ни души – никто не хочет мучить себя на отдыхе.

Вечером, когда уже стемнело, пошли купаться в бассейн. Он здесь, как и территория, огромный, но не глубокий. Возле него, в основном, отдыхают немцы, которым пофиг на море, главное – загар под палящим солнцем. Темнеет тут быстро, и, как ни странно, несмотря на отдых целый день под вечер хочется спать.
29 декабря.
После завтрака поехали на пляж на электрическом автобусе. Много плавали в море. Взяли покататься водный скутер. И почему их не делают электрическими? Неужели нельзя избежать применения вонючего топлива… Далеко уплыть не удалось, так как повсюду стоят рыбацкие лодки с буйками. Я попробовала сама рулить - кажется, у меня что-то с умением держать равновесие (все время клонило в сторону), но ничего, доплыли до берега почти сухими.
В обед решили взять велосипеды прокатиться по территории парка развлечений (так и не поняла, принадлежит он отелю или городу). Велик нам достался необычный – двухместный, можно мухлевать и несильно жать на педали, за вас это сделает партнер :). В парке было много неработающих каруселей, вернее все они не работали – наверное, закрыты на зимний период. Немного брошенными и пустынными смотрятся игровые площадки. Посередине парка стоят огромные сетки, огораживающие вольеры с павлинами; были там еще макаки, страусы и олени. Насмотревшись на этих животных не сразу можно понять, что слоны, жирафы и олени дальше – это все лишь муляжи.

Отдали велосипед, купили игральные карты (с собой у нас не было – мы и не думали, что будет так "весело"...). Искупнулись в бассейне, перекусили уже поднадоевшими креветками. Еще вчера мы заказали очередной массаж, и вот-вот туда отправимся, на целых 2 часа…
30-31 декабря.
Мы приехали на такси в наш новый отель в центре Nha Trang – Novotel. Он потрясающий: 18тиэтажное здание на первой береговой линии. Окна (кажется все) выходят на набережную, через дорогу. Из нашего балкона на 15 этаже видно пляж с пальмами и город – весь в огнях.

Море здесь другое (Южно-Китайское, как в Санье на Хайнане), почти сразу глубоко, из-за волн. Песок тоже немного другой – крупнее. Температура воды 25 градусов, воздуха - 29с.
Вся «стоит посетить» часть города располагается вдоль побережья. От нее отходят несколько живописных улочек с барами, магазинчиками, мини-отелями, ресторанами, и еще 2-3 тянутся параллельно набережной. Дома стоят очень близко друг к другу и со всеми рекламными щитами сливаются в одну карусель. Везде снуют торговцы открытками, очками и прочими безделушками. Много вывесок с французскими названиями. Есть несколько массажных салонов вкупе с салонами красоты, а-ля два, а то и "три в одном".
Постоянно слышно гудки от мопедов и машин: движение по дорогам хаотичное, никто не обращает внимания на пешеходные переходы и многие другие правила дорожного движения.

Прямо на дороге в тазах лежат лобстеры и другие дары моря, кто не брезгует – может попробовать все это на гриле во вьетнамском стиле, т. е. на мини-плите. Мы вот побрезговали, так как пару раз видели дохлых крыс прямо на тротуаре. Вечером у таких закусочных можно встретить подчующих иностранцев, которые пытаются побеседовать с местными. Видимо они по-полной погружаются в культуру и местный колорит.
Разговаривать на английском с вьетнамцами сложно. Видать этот язык им не по нраву, потому что говорят они и понимают его с трудом.
Достаточно много картинных галерей (местное творчество оценивается от 30 до 40 долларов за картину). Причем один и тот же сюжет можно встретить почти в каждой мастерской. Самым популярным изображением считается Будда: он тут и синий, и красный, и желтый. Мы хотели взять несколько рисунков домой, но пока так и не собрались с мыслями, что куда повесить.
Вечером перед новогодней ночью, написав всем смс-ки и одевшись чуть наряднее обычного, мы сначала встретили новый год на нашем балконе по-Хабаровски, а затем пошли на пляж. Сидели на песке с бутылкой сидра (вкусный заменитель шампанского) и отсчитывали минуты, встречая 2010-ый… Кроме нас на пляж и набережную вывалил почти весь Нья-Чанг, но места всем хватило. Не было видно беспредела, что и порадовало.

1 января 2010 год
В 10 утра нового года мы уже успели позавтракать, искупаться в море, позагорать и в полдень отправились на поиски мотоцикла. За 150VND (1$=18VND) мы арендовали красную «Хонду» на сутки и два шлема. Хотя можно, как мы позже узнали, арендовать и за 30VND, на более длительный срок.
Через все море с пляжа видна канатная дорога, идущая на противоположный остров. Там большими буквами выделяется название отеля Vinpearl. Мы доехали до точки отправления, купили билеты и поехали в кабинке над водой. Кстати, эта канатка является самой длинной канатной дорогой над морем в мире.

На территории отеля Vinpearl находятся подводный мир, аквапарк, парк развлечений, несколько ресторанов, огороженный пляж, магазины, и приехать туда может любой желающий за 300VND. Прямо на улице стоят эскалаторы (местность гористая, и не всегда хочется шагать несколько пролетов наверх). Я не захватила купальник, поэтому его пришлось купить в магазине Bambou - это целая сеть пляжной вьетнамской одежды.
Сначала пошли посмотреть рыбок в океанариуме. Были там скаты, черепахи, акулы и прочая живность. Экскурсия идет вкруговую: стоишь на ленте, она едет по тоннелю, а вокруг тебя аквариум; кажется, что плывешь среди рыб.
Потом, конечно, пошли кататься на водных горках, отбивать себе попу и получать адреналин от высоты и неожиданных поворотов. Попробовали местные американские горки – не страшно, но покричать можно от души.
Вернулись мы по той же канатке. Когда стемнело (а темнеет тут рано, в 5 часов), поехали осматривать местные задворки. Пришлось ехать не так уж и долго вглубь города, как от центрального благосостояния не осталось и следа. Мусор на улице, дома без стен, крайняя нищета, улицы без фонарей, запах со спецификой эдаких закоулков – в общем, не чета 5-star районам. Вернулись к себе и вздохнули с облегчением.
2 января.
Чтобы откатать положенное на мотоцикле, мы решили пойти по тропам туристов. Посмотрели на изображения на открытках и проложили маршрут. Надо было проехать через весь город к пагоде и большой статуе Будды. Двинули… На карте все выглядело просто – едешь, не сворачивая. Заправились (бензин тут стоит около 30 руб за литр). В итоге мы проехали мимо и пришлось поворачивать обратно. Уже виднелась долгожданная голова Будды, как вдруг мотор мопеда начал барахлить и колеса перестали ехать. Мотор работал, а колеса нет! Рядом стояла ремонтная мастерская (видимо транспорт тут приходится чинить часто). Оставили там этого коня на колесах и пошли к Будде пешком.

На входе нас встретили две «студентки», мило проводили к пагоде, показали, как молиться, предложили сфотографировать, рассказали кое-что из истории храма, а потом потребовали купить открытки за 200VND, которые мы видели за 8VND. Еле от них отстали. Затем попался еще один старичок, тоже, улыбаясь, предлагал помощь, даже потер мне виски и лоб, так как от жары у меня разболелась голова. Короче от него мы отделались за десятку. До статуи нужно подниматься по 152 ступенькам. Сверху открывается отличная панорама города. Статую построили в 1963 году в честь буддистских монахов и монахинь, которые подожгли себя в знак протеста против политики государства. На нескольких плитах написаны их имена и есть фотографии... количество впечатляет.
Через час мы спустились к ремонтникам и узнали, что наладить мопед им не удалось – сломалась дорогая деталь. Пока Степа искал банк, я осталась один на один с вьетнамцами. Они изо всех сил старались мне угодить – то предлагали воды, то сигарету, то многозначительно говорили «Путин», под конец у меня было такое ощущение, что я на пальцах рассказала им всю мою жизнь. Деталь вставили, машина заработала, и мы снова окунулись в хаос на дороге.
Заехали на почту, отправили 2 открытки и пошли отдавать мопед, не теряя надежды выбить обратно наши непредвиденные расходы.
После знойного дня было очень приятно окунуться в море, хотя расслабиться не получилось: под вечер начинаются волны с песком, который потом приходится выгребать горстями из трусов.
3 января.
Проснулись от телефонного звонка в номер – Миша приехал из Тайланда. Пока втроем брели на завтрак, он рассказывал как «офигительно они отпраздновали и как много бухали». Рада была его видеть. Съездили в магазин дешевой брендовой одежды и поехали выписываться из Новотеля.
Нашим следующим местом пребывания должен был стать Wild Beach Resort & Spa. Еще до отправления у меня закрадывались сомнения по этому поводу: во-первых, отзывы в интернете были не самые лучшие, во-вторых, расположение отеля – в 60ти километрах от города. Но его невысокая стоимость и красивые фотографии с описанием сделали свое дело.
На втором часу езды мы поняли, что таксист понятия не имеет о том куда ехать (он, то привозил нас в другое место, то постоянно спрашивал у других маршрут). Проехав через несколько деревень и трущоб, мы, наконец, подъехали – среди зарослей виднелась долгожданная вывеска.
На ресепшене нас встретили две милые девушки, с трудом разговаривающие по-английски. После расспросов выяснилось, что кроме нас еще занято 4 номера (а потенциал тут намного больше). Глухомань, спокойствие, прямо среди джунглей.

Из номера открывается очень красивый вид на море, где на пляже, действительно, ни души. За отелем горы -  райское местечко. Домики сделаны из кирпичей, и внутри специально неотделанные стены, деревянная мебель. То и дело встречаешь ползущую по полу гусеницу. Вокруг нет ни музыки, ни шумных голосов – слышишь только шорох волн. Пляж здесь с мелким песком и долго тянется мель.
Кормят здесь просто – рисом и фруктами, еще можно заказать что-нибудь из фастфуда. Вода тут с привкусом моря, так что для чая и кофе мы ее кипятим сами из бутылок. Познакомились тут со всей живностью – собачками, щенками, котятами и персоналом.
Вечером, думая, чем себя занять, попытались поиграть в местные шахматы. Пару раз сыграли в карты, исследовали местную библиотеку, карту мира. Для любителей есть бильярд. Стемнело, запели кузнечики, мы уснули.
4 января.
Проснулись и бегом на завтрак. Тут все рано: рано встает солнце, рано садится, рано ложатся спать, рано просыпаются, рано и завтрак (до 9ти должны все поесть!). Сделали массаж, чтобы проснуться и пошли на пляж. Весь день загорали, купались, в волейбол играли (не умея), к обеду были цвета красных раков.

После ужина пошли в библиотеку за книгами о Вьетнаме и остаток дня провели поглощая полезную информацию. Вот такой релакс в Wild Beach… Завтра съедем!

5-6 января.
Обратно в Нья Чанг мы доехали намного быстрее, возвращались, как к себе домой – все знакомо. Приехали в любимый Novotel. Лучше того номера, что у нас был, мог быть только самый лучший Suit – туда мы на 2 дня и решили поселиться. Он на 18 этаже, здесь огромный шикарный балкон, дополнительная комната и еще один туалет – в общем, мы долго прыгали по номеру от восторга.
После обеда взяли мотоцикл и поехали на другую часть города смотреть на башни Понагар. Одну из них воздвигли в честь богини Понагар (Ponagar Temples), еще отдали дань богам Шиве и Ганесу. Строительство начали аж в VII веке. Мы походили вокруг, пофотались, набрали сувениров и поехали опять по задворкам города, посмотрели на местную школу (дети, кстати, все ходят в форме).

Здесь, как и во многих азиатских странах, процветает искусство копирования известных художников, поэтому на каждом шагу встречаются арт-галлереи . Мы купили три достаточно больших картины: одну – Botero, две другие – неизвестных нам вьетнамских авторов.

Опыт показывает, что в чемодан кладешь либо слишком много ненужных вещей, либо чего-то не докладываешь. У нас получилось первое. Было решено отправить все ненужное и купленные картины по почте домой. Процедура оформления оказалась достаточно долгой, пришлось заполнить кучу бумаг. Стоимость отправки такой посылки весом 4 кг в Россию – около 50$. Недели через три, надеюсь, придет (P.S. кстати, пришла).
Перед отъездом добрались-таки в гости к Мише. Он снимает достаточно большую квартиру за 230$ в месяц. Ее можно выкупить за 25тыс долл. Возвращались на мотоцикле по пустынным темным улочкам…
7 января.
Рождественское утро было ранним. Мы собрали сумки, сдали мопед, пошли позавтракать. Напоследок впервые решили попробовать кофе по-вьетнамски (здесь его выращивают сами). Нам принесли чашки, накрытые сверху тарелочками с отверстиями, на которых стояли еще железные кружечки с самим кофе. Кипяток наливается сверху, и, насыщаясь кофе, медленно процеживается через верхнюю чашку в нижнюю. Напиток оказался горьким, но с молоком и сахаром пить можно.

В аэропорт мы доехали минут за сорок. Полет до международного аэропорта Сайгона (Хо Ши Мина) занял около часа (40км). До свидания, Вьетнам!
FOOD & DRINKS
Отдельное слово нужно сказать о кафе и ресторанах в Нья Чанге. Мы, в основном, полагались на отзывы с сайта http://www.tripadvisor.com/, и лишь иногда доверяли собственной интуиции. Все места находятся в самом центре, примерно в 10-15 минутах ходьбы друг от друга. Так вот:
Something Fishy
12b Biet Thu St, Nha Trang, Vietnam
Сюда мы отправились в первую очередь. Место обещало быть дешевым и вкусным. Сначала мы не поверили, что в таком неприглядном заведении может быть что-то стоящее, но потом поняли, что здесь все такое. Здесь очень простой интерьер, на стенах висят фотографии гостей (кстати, фотографии тут любят развешивать все).
В меню преобладает все в кляре: несколько видов рыбы, кальмары. Есть и другие пункты, характерные для американского меню – сэндвичи и т.п. Вредно, но быстро и вкусно.
Refugee
01L Hung Vuong | Quant Tran, Nha Trang 0000, Vietnam
Этот ресторан возглавляет список «вкусных» мест. Владеет им француз и его жена вьетнамка. Внутри он сделан в виде избы. Вкусно все. Постоянно есть посетители европейцы (видимо так же пришедшие по рекламе из интернета). Места не очень много, что делает ресторанчик уютным. Вкусно все, но особенно полюбилось филе страуса на гриле. Есть также завтраки с громадными омлетами.

Sailing Club
72-74 Tran Phu Street , Nha Trang, Vietnam
Отличное место для проведения вечеринок – красивый дизайн, хорошая музыка, несколько тематических залов, есть свое место на пляже (что позволяет там отдыхать и загорать днем). Единственное, на новый год и последующие праздничные дни туда было не пробиться, а если и пробиться – толпа народу испортила бы впечатление. Это замечательный бар для будней или в несезон, так как там всегда полно европейцев, соответственно хороший сервис. Еда – мы не поняли. Дороже чем везде – это да.
Louisiana Brewhouse
29 D Tran Phu, Nha Trang, Vietnam
Почти то же самое, что и Sailing Club, но у них есть свой бассейн, а еще там варят неплохое собственное вьетнамское пиво. Там царит более барная, нежели клубная атмосфера. Все немного проще и дружелюбнее.
Da Fernando
96 Nguyen Thien Thuat Street, Nha Trang, Vietnam
Название говорит само за себя – итальянская кухня. По традиции – владелец итальянец в летах с женой местного происхождения и парой совсем юных детишек. Обслуживают быстро. Делают замечательные свежевыжатые соки и кольца кальмаров в кляре… и вообще кухня 5 баллов.
Asian Lounge

Находится на улице, идущей от Sailing Club. Не могу сказать ничего лестного о кухне, но дизайн, атмосфера и музыка, удобные диванчики – в моем вкусе. Можно заказать бутылку вина, закуски и великолепно провести вечер.
The Seafood Restaurant

В последний день мы наконец то нашли альтернативу морепродуктам, продающимся и готовящимся на улице на углях. Это и был этот ресторан. Там, по крайней мере, все морские обитатели изначально живые, можно выбрать себе понравившихся прямо в аквариуме. Готовят вкусно, и нам повезло с обслуживанием – девочка сносно говорила по-английски. Можно сидеть на втором этаже на веранде и оттуда наблюдать за суетой на дорогах.
P.S. Спустя уже столько времени хочу добавить, что именно там мы отравились моими излюбленными устрицами и болели недели две, так что не все так гладко...
Why Not Bar
24 Tran Quang Khai Street, Nha Trang 188463, Vietnam
Шумный бар, где до утра громко играет музыка, можно покатать шары в бильярд, можно танцевать, можно просто пить интересные коктейли. Народу там собирается довольно много, но места там достаточно, поэтому ни тесноты ни обиды нет.
Texas BBQ & Steakhouse
26A Tran Quang Khai Street, Nha Trang, Vietnam
Сюда мы зашли прямо вечером перед новым годом. Нас встретил подвыпивший добродушный владелец ресторана. Там приятная музыка, дизайн особо не отличается от подобных мест в Нья Чанге. Сервис быстрый, официанты понятливые. Кухня – стейки (так себе) и мексиканские начос (я-фанат этой кухни, так что мне понравилось).